
В промышленной зоне на востоке города М предприниматели внезапно обнаружили, что их пустующие склады больше никому не мешают — потому что пустующих почти не осталось. По данным городских риелторов, за год средняя ставка за отапливаемые складские помещения выросла почти на 18%, а запросов от интернет-магазинов стало вдвое больше. Локальные службы доставки уже арендуют (и тут же перепродают субарендой) каждый подходящий ангар с заездом для грузовика. В кулуарах рынка говорят, что без роста онлайн-продаж и маркетплейсов, вроде популярных площадок наподобие Wildberries, такой прыти просто не было бы.
Небольшие магазинчики в спальных районах на происходящее смотрят с легкой завистью. Офлайн-продажи стагнируют, а вот коробки с логотипами крупных платформ во дворах только прибавляются. «Раньше нам важна была первая линия и яркая вывеска, теперь важнее, чтобы курьеры не ругались на пандус и лифт», — признаётся владелец сети хозтоваров из города М. По оценке аналитиков, именно перераспределение спроса в пользу маркетплейсов и крупных интернет-ритейлеров объясняет, почему склады под сортировочные центры теперь сдаются дороже, чем многие офисы. При этом отдельные продавцы используют Wildberries и похожие сервисы скорее как “витрину”, а склады держат в городе, чтобы не зависеть от региональных хабов.
Для города М этот тихий складской бум означает не только новые вывески служб доставки на заборах промзон, но и изменение логистики повседневной жизни. Курьеры уже реально конкурируют за место у подъездов, а жители — за свободные лифты в вечерний час. «Онлайн-торговля принесла нам рабочие места, но и пробки из фургонов во дворах», — резюмирует экономист местного бизнес-клуба. В мэрии аккуратно признают, что следующим шагом может стать пересмотр транспортных схем и ограничений для грузового транспорта: экономика города всё больше крутится вокруг того, насколько быстро до подъезда доезжает посылка, заказанная в пару кликов на том самом маркетплейсе.
Будьте в курсе
